Due diligence: что это такое простыми словами
Содержание:
- Due Diligence в России;
- Зачем нужна и что дает DueD;
- Процедура Дью Дилидженс;
- Цена на Due Diligence.
Due Diligence в России
Оценка рисков является повседневным мероприятием для представителей бизнеса. Понятие «due diligence» в переводе на русский означает «должную осмотрительность», что характеризует всесторонний инвестиционный анализ. Он включает аккумулирование объективных сведений об объекте и его экспертизу. В качестве актива может выступать организация, земля, недвижимость и право требования.
Цель DueD — минимизация рисков, в том числе: предотвращение покупки пакета ценных бумаг по завышенной цене, исключение вероятности утраты капитала и имущества, ухудшение деловой репутации за счет несвоевременного исполнения обязательств. Продолжительность процедуры зависит от специфики бизнеса. Он может варьироваться от 2 недель до целого года.
Впервые о процедуре общественность услышала в 1933 году от американских законотворцев. Позже в 1977 году вышел документ «The Swiss Banks Due Diligence Agreement», устанавливающий одинаковый подход швейцарских банков к сбору сведений о своих клиентах. Оно быстро получило распространение в деловой среде и стало использоваться аудиторами, финансистами и юристами для комплексной оценки бизнеса.
В России отсутствует законодательная база и правила, регулирующие данную процедуру, ее методы проведения и используемые инструменты. Объект анализа, критерии и степень детализации отчета зависят от предпочтений заказчика. Несмотря на эту специфику, возрастает due diligence в инвестиционной среде. Причины очевидны: в условиях отечественной экономики важно проводить полный финансовый аудит коммерческой деятельности партнера до заключения договора. Эксперты прогнозируют, что через 5-6 лет эта услуга станет обычным мероприятием для бизнеса.
Зачем нужна и что дает DueD
Заказчиком процедуры DueD выступает инвестор, приобретающий дорогостоящий актив или вкладывающий собственный капитал. При совершении крупной сделки он заинтересован в полной и достоверной информации об объекте инвестирования, а также о финансовых, налоговых, репутационных и иных рисках.
Помимо инвесторов, в целевую аудиторию заказчиков входят:
- держатели акций;
- топ-менеджеры.
Процедура необходима в следующих случаях:
- реорганизация предприятия;
- появление нового инвестора с долей от 20% и более;
- смена управляющего звена;
- получение краткосрочных и долгосрочных заимствований;
- аудит бизнеса и эффективности бизнес-процессов;
- проблемы с законом (арест, судебные дела, проверки контролирующих органов, споры в рамках ТК РФ);
- потеря конкурентоспособных преимуществ.
Процедура предусматривает ряд мероприятий:
- комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
- обоснование применяемых стратегий;
- оценку конкурентоспособности;
- разбор сильных и слабых сторон системы управления.
Процедура Дью Дилидженс
Этапы due diligence не являются взаимосвязанными. По каждому из них формируется независимое заключение. Они могут проводиться комплексно или по отдельности.
- Налоговая экспертиза. Предусматривает анализ финансово-хозяйственной показателей за последние 3 года. Его задача — выявление и минимизация налоговых рисков.
- Операционная экспертиза. В рамках нее изучается учредительная документация, структура владения, корректность выпуска акций и предоставления выплат бенефициарам.
- Юридическая экспертиза. Это оценка работы юридического лица в рамках правового поля. В качестве объекта исследования выступают: договоры с партнерами, полученные и выданные займы. Отдельного внимания заслуживает проверка по базам контролирующих органов с целью определения благонадежности.
- Маркетинговая экспертиза. Формируется заключение о конкурентоспособности бизнеса и о его сильных сторонах. По сути, это обычный swot-анализ.
- Финансовая экспертиза. Определяется рыночная стоимость актива, рассчитываются показатели устойчивости, коэффициенты предельной долговой нагрузки и риска возникновения дефолта на основе официальной и управленческой отчетности. Также формируется прогноз по развитию на среднесрочный период.
Цена на Due Diligence
На конечную стоимость влияет трудоемкость и специфика российского бизнеса. Организации предлагают разный прайс на свои услуги. Это обусловлено соблюдением единых подходов к оценке, разработанных на международном уровне, высоким доверием со стороны бизнес-сообщества и комплексным анализом по всем 5 блокам.
Отечественные компании работают в среднем сегменте. Их ценообразование зависит от почасовой ставки сотрудника. Итоговая цена на услуги озвучивается после ознакомления с объемом работы. Она возрастает при наличии недвижимости в собственности, большом штате сотрудников и отсутствии аудиторских проверок за последние 3 года.
Итак, мы раскрыли понятие «due diligence»: что это такое простыми словами и его основные этапы. Эта процедура является основополагающей в мировой практике. Ее источники постепенно возрождаются в России, пока в части крупных трансакций, осуществляемых компаниями.