Главная/Статьи | Консультации | Новости/Due diligence: что это такое простыми словами

Due diligence: что это такое простыми словами

Содержание:

Due Diligence в России

Оценка рисков является повседневным мероприятием для представителей бизнеса. Понятие «due diligence» в переводе на русский означает «должную осмотрительность», что характеризует всесторонний инвестиционный анализ. Он включает аккумулирование объективных сведений об объекте и его экспертизу. В качестве актива может выступать организация, земля, недвижимость и право требования.

Цель DueD — минимизация рисков, в том числе: предотвращение покупки пакета ценных бумаг по завышенной цене, исключение вероятности утраты капитала и имущества, ухудшение деловой репутации за счет несвоевременного исполнения обязательств. Продолжительность процедуры зависит от специфики бизнеса. Он может варьироваться от 2 недель до целого года.

Впервые о процедуре общественность услышала в 1933 году от американских законотворцев. Позже в 1977 году вышел документ «The Swiss Banks Due Diligence Agreement», устанавливающий одинаковый подход швейцарских банков к сбору сведений о своих клиентах. Оно быстро получило распространение в деловой среде и стало использоваться аудиторами, финансистами и юристами для комплексной оценки бизнеса.

В России отсутствует законодательная база и правила, регулирующие данную процедуру, ее методы проведения и используемые инструменты. Объект анализа, критерии и степень детализации отчета зависят от предпочтений заказчика. Несмотря на эту специфику, возрастает due diligence в инвестиционной среде. Причины очевидны: в условиях отечественной экономики важно проводить полный финансовый аудит коммерческой деятельности партнера до заключения договора. Эксперты прогнозируют, что через 5-6 лет эта услуга станет обычным мероприятием для бизнеса.

Зачем нужна и что дает DueD

Заказчиком процедуры DueD выступает инвестор, приобретающий дорогостоящий актив или вкладывающий собственный капитал. При совершении крупной сделки он заинтересован в полной и достоверной информации об объекте инвестирования, а также о финансовых, налоговых, репутационных и иных рисках.

Помимо инвесторов, в целевую аудиторию заказчиков входят:

  • держатели акций;
  • топ-менеджеры.

Процедура необходима в следующих случаях:

  • реорганизация предприятия;
  • появление нового инвестора с долей от 20% и более;
  • смена управляющего звена;
  • получение краткосрочных и долгосрочных заимствований;
  • аудит бизнеса и эффективности бизнес-процессов;
  • проблемы с законом (арест, судебные дела, проверки контролирующих органов, споры в рамках ТК РФ);
  • потеря конкурентоспособных преимуществ.

Процедура предусматривает ряд мероприятий:

  • комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности субъекта;
  • обоснование применяемых стратегий;
  • оценку конкурентоспособности;
  • разбор сильных и слабых сторон системы управления.

Процедура Дью Дилидженс

Этапы due diligence не являются взаимосвязанными. По каждому из них формируется независимое заключение. Они могут проводиться комплексно или по отдельности.

  1. Налоговая экспертиза. Предусматривает анализ финансово-хозяйственной показателей за последние 3 года. Его задача — выявление и минимизация налоговых рисков.
  2. Операционная экспертиза. В рамках нее изучается учредительная документация, структура владения, корректность выпуска акций и предоставления выплат бенефициарам.
  3. Юридическая экспертиза. Это оценка работы юридического лица в рамках правового поля. В качестве объекта исследования выступают: договоры с партнерами, полученные и выданные займы. Отдельного внимания заслуживает проверка по базам контролирующих органов с целью определения благонадежности.
  4. Маркетинговая экспертиза. Формируется заключение о конкурентоспособности бизнеса и о его сильных сторонах. По сути, это обычный swot-анализ.
  5. Финансовая экспертиза. Определяется рыночная стоимость актива, рассчитываются показатели устойчивости, коэффициенты предельной долговой нагрузки и риска возникновения дефолта на основе официальной и управленческой отчетности. Также формируется прогноз по развитию на среднесрочный период.

Цена на Due Diligence

На конечную стоимость влияет трудоемкость и специфика российского бизнеса. Организации предлагают разный прайс на свои услуги. Это обусловлено соблюдением единых подходов к оценке, разработанных на международном уровне, высоким доверием со стороны бизнес-сообщества и комплексным анализом по всем 5 блокам.

Отечественные компании работают в среднем сегменте. Их ценообразование зависит от почасовой ставки сотрудника. Итоговая цена на услуги озвучивается после ознакомления с объемом работы. Она возрастает при наличии недвижимости в собственности, большом штате сотрудников и отсутствии аудиторских проверок за последние 3 года.

Итак, мы раскрыли понятие «due diligence»: что это такое простыми словами и его основные этапы. Эта процедура является основополагающей в мировой практике. Ее источники постепенно возрождаются в России, пока в части крупных трансакций, осуществляемых компаниями.

Распечатать
Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?
Свяжитесь с нашим лучшим специалистом